Развитие двигательной сферы у детей до 1 года.
Развитие двигательной активности детей в возрасте до 1 года подвержено чётким закономерностям. Например, внутриутробно ребёнок принимает позу, занимающую наименьший объём и оказывающую наименьшее давление на стенки матки.
После рождения движения новорожденного ребёнка хаотичны, нецеленаправленны и у него наблюдается повышение тонуса мышц-сгибателей, которое постепенно проходит. Каждая мама знает, как легко запеленать новорожденного ребёнка, т.к. у него ручки и ножки прижаты к туловищу и как сложно это сделать после 1 месяца жизни. Координация начинает развиваться у детей после рождения. Вначале развивается координация мышц глаз, что проявляется со 2-3-й недели жизни в виде фиксации взора на ярком предмете, затем ребёнок начинает поворачивать голову, следя за движущейся игрушкой, и, наконец, к 2 месяцам малыш начинает держать голову. Следующий этап: координированные движения рук. Это приближение рук к глазам и носу, потирание их, а несколько позднее – поднимание рук над лицом и их разглядывание.
К 3 – 3,5 месяцам ребёнок начинает ощупывать свои руки, перебирать край одеяла или пелёнки. Теперь необходимо подвешивать более мелкие игрушки более низко, чтобы малыш мог их касаться и захватывать. В это время начинают формироваться более целенаправленные движения.
К 5 месяцам видны первые успехи: протягивание руки и захватывание игрушки начинает напоминать движения взрослого! Однако, моторные акты ещё незрелые, поэтому движения малыша немного хаотичны, нерациональны и хватание может сопровождаться открыванием рта. При этом хватающая рука совершает много лишних ищущих движений и захват осуществляется только ладонью: пальцы выпрямлены и прижимают игрушку к ладони.
С 4 – 5 месяцев развивается координация мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а затем к 5 -6 месяцам – с живота на спину.
На 6 месяце ребёнок начинает самостоятельно сидеть, что свидетельствует о развитии координации мышц ног. Многие родители не уделяют достаточно внимания развитию навыка ползания, а зря! Ползание очень благоприятно сказывается на развитии осанки, способствует правильному развитию мышц спины, а руки и ноги становятся более сильными. Кроме того, ползание открывает новые возможности, формирует настойчивость и целеустремлённость (которую иногда принимают за первые капризы), развивает воображение. Лучшая позиция для развития ползания – положение на животе с приподнятым плечевым поясом и головой, взглядом, устремлённым вперёд. Если при этом перед ним положить игрушку, ребёнок будет проявлять к ней живой интерес и у него возникнет желание продвинуться вперёд! Сначала он будет тянуть к ней руки, а при неудачной попытке схватить её, ребёнок постепенно начинает подтягивать туловище. Но при беспорядочном движении рук и ног эта попытка часто приводит к переворачиванию на бок или даже к отползанию назад.
К 7 – 8 месяцам ребёнок хорошо осваивает ползание с перекрёстным движением рук и ног, приподнимая животик.
Около 8 – 9 месяцев малыш может самостоятельно стоять в кроватке или у барьера и передвигаться вдоль него, а чуть позже – делать первые шаги с поддержкой сначала за две руки, а затем – за одну. Первые самостоятельные шаги малыши могут делать в 11- 12 месяцев, хотя известны случаи и в возрасте 10 месяцев.
Годовалый ребёнок идёт, широко расставив ноги, стопы направлены в стороны, ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах, позвоночник в верхней части согнут вперёд, в остальных отделах выгнут назад. Ручки вытянуты вперёд для сокращения расстояния, затем согнуты и прижаты к груди для страховки при падении или балансируют. Зрелая ходьба будет формироваться до 4 – 5 лет, а совершенствование двигательных навыков продолжается многие годы.